ПравоКаждый человек подчиняется закону ислама, шариату.Этим термином, буквально означающим «надлежащийпуть», объединяются исламские предписанияи запреты относительно жизни человека в обществе,а также принципы уголовного, гражданского иторгового права. Коран не может дать ответа на всевопросы, поэтому толкованием шариата занимаютсязаконоведческие школы. В Османской империи,которая причисляет себя к ханефитской школе, тольковерховные судьи (муфтии) имели право толковатьшариат. Даже султан, который сам назначал их и,правда, смещал в случае необходимости, не мог ихподменять. Напротив, при принятии важных решенийон спрашивал их одобрения в форме юридическихконсультаций (фетва).11 ООСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯЗато мусульманское право, именно ханефитскоготолка, которого придерживаются турки, признаетза монархом право законодательной инициативы;что позволяет ему издавать светские законы ('Каuуu).Османские султаны, таким образом, выпускают текстызаконов и даже, что исключительно в исламе,своды законов. Так, Сулейман Великолепный останетсяв истории как Сулейман Кануни, «СулейманЗаконодатель». Монарх будет часто ссылаться в своихпостановлениях на складывающиеся правовыеобычаи и на древнее право завоеванных народов(адет-и 'Кадим). Это диктуется и желанием избежатьволнений среди завоеванного населения, так и экономическимисоображениями. Неудивительно поэтому,что в султанских сводах законов встречаютсяэлементы законодательства, имеющего римские,византийские, славянские, германские и мамлюкскиекорни. Однако эти светские правовые нормымогут лишь стремиться помочь установлениям шариатав области гражданского, административного,финансового и уголовного права: они не должныни вторгаться в эти эксклюзивные области, нипротиворечить им .

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz