ДевширмеБольшим своеобразием османской организацииявляется практика подбора различных служителей,администраторов и военных. В буквальном смысле,это «рабы», или 'К.ул, султанов, набранные по системе«повинности», называемой дешuрме. Хотя и означая«раб», термин 'К.УЛ не подразумевал ни закабаления,ни низкопоклонства, а скорее мощь и превосходство.Происхождение «рабов» самое разное. Некоторыхпокупали, кого-то брали в плен на войне, нобольшая их часть обязана практике девшuрме. Этотосманский термин, означающий «сбор», то есть отборхристианских детей из балканских провинцийИмперии. Такие отборы, начатые со времен царствованияБайязида 1, примерно с 1395 г. ежегодно,похоже, не проводились. Процедура заключалась внасильственной вербовке офицеров из янычар, детейи подростков 8-16 лет в балканских деревнях,которые просматривались по очереди и забиралисьсотнями. Их отправляли в Анатолию, в турецкие семьи,где они становились мусульманами и приобщалиськ турецкому образу жизни. Затем их собиралив Бурсе или в Стамбуле и формировали в корпусааджемu оглаи «<иноземные дети»). В зависимости отсклонностей и способностей их направляли или погражданской, или по военной линии. Первые, определенныена службу во дворце, становились u'Ч оглаи«<дворцовые мальчики») и получали в дворцовыхшколах достойное образование, позволявшее им,при развитии личных качеств, справляться в дальнейшемсо всеми государственными делами; лучшиеиз них заканчивали обучение в самом дворце султанаи становились пажами повелителя. Другие, отданныена проживание анатолийским крестьянам и во-I 109Гиды цивилизаций Iенным, воспитывались в строгости и проходили специальноеобучение перед тем, как вступить в элитнуюпехоту султана, то есть стать янычарами.Практика девширме стала постепенно сходить нанет в ХУН в. (последнее известное упоминание датируется1705 г.) Тем не менее такая практика, основаннаяна строжайшей селекции, давала большинствоиз тех, кому надлежало достичь самых высокихрангов. И именно этой системе обязано такое большоеэтническое разнообразие в правящем классеимперии. Среди 47 великих визирей, сменившихсямежду 1453 и 1623 гг., только 5 были турецких корней.Среди других были 11 албанцев, 6 греков, 1 черкес,1 армянин, 1 грузин и 1 итальянец, национальность10 остальных неизвестна.