ИМПЕРИЯИ ЕЕ СТОАИIJAБизанс, Константинополь или Истанбул (Стамбул- в русской традиции) вызывали, один за другим,восхищение и зависть. В УI в. варвар Атанарих,предводитель готов, был так ослеплен красотой города,что решил в нем обосноваться. В 1204 г. европейскиерыцари (Четвертый крестовый поход), захватившиеКонстантинополь, были изумлены великолепием«роскошных дворцов» И «высокихцерквей». В начале ХУ в. Мануэль Хризолорас превозносилгород как прекрасное место, соединяющееСеверное и Южное моря (Черное и Средиземное),восхищался его «самым большим в мире» портом исравнивал его стены с вавилонскими. Восторг гостейперед красотами этого города будет оставатьсянеизменным на протяжении веков.Перед османами, которые 29 мая 1453 г. берутштурмом византийскую столицу, Константинопольпочти как «рай Господень». Например, один хаджи,вероятно апокриф, провозглашает: «Благословенбудет повелитель и благословенно будет войско, которыеовладеют Константинополем: рай Господеньоткроется им ... » Но то, что в идейном и духовномплане представляется как доступ в высшее место,есть прежде всего достижение конкретной политическойцели, которую османы неотступно преследо-48 IОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯвали на протяжении века, - создать турецкое и исламскоегосударство на обоих берегах Эгейскогоморя. И цель достигнута - со входом в византийскуюстолицу войск Мехмеда П, прозванного с тех порФаmuхом (Завоевателем). Отныне османы контролируютБосфор, в своих руках они держат Азию и Европу;древняя имперская столица может теперьстать местом престола новой империи.Эта новая столица; названная Константинией,или Истанбулом, вскоре будет рассматриваться какновый исламский центр; здесь будет построен рядвеликолепных мечетей, которые займут место средисамых красивых сооружений в мире. Она стала исамым крупным культурным центром ислама: славао художниках, писателях; поэтах, историках, миниатюристах,каллиграфах, поддерживаемых монархамии придворными вельможами, распространяетсяне только в мусульманском мире, но и за его пределами.Это действительно реальность дЛЯ XVI в., которыйможно назвать «золотым веком Османскойимперии» или «веком Сулеймана».Именно столица с ее богатством и роскошью производитна европейцев наибольшее впечатление. Ихвнимание особенно привлекают официальные церемонии,на которых демонстрируются дорогие ткани,драгоценности и великолепная конская упряжь.Они видят в этой роскоши великолепие «Гран Тюрка» - Великого Турка. Экономика города на подъеме,он переживает демографический бум, сюда стекаютсялюди из разных слоев общества.Но с появлением неудач, когда прекращаютсязавоевания и уменьшается приток доходов, условияизменяются. Красота блекнет. В ХУН в. уже не строятбольших мечетей, за исключением двух: мечетьАхмеда 1 на Ипподроме (с 1609 по 1616 г.) - нынеизвестная как Голубая мечеть из-за цвета ее фаянсо-I 49~ _______Гi _И.:..Д.:..Ь_I_ц-=--и_в_и_л_и_з_а_Ц':"И_Й-'1вого декора, которая в общем-то является прямымпродолжением султанских мечетей XVI в., и мечетьв Эминеню, заложенная по инициативе матери султанав 1597 г., но достроенная лишь в 1663 г. Междутем, если монументальным сооружениям и не придаетсяособого значения, то султан и его сановникиза счет пожертвований продолжают программу строительствамедресе, фонтанов, библиотек, мавзолеев(тюрбе).На протяжении XVI-XVIII веков Стамбул являетсяглавным центром ислама и сохраняет место впервом ряду городов Старого Света; в этом статусеон остается и еще долго будет предметом восхищенияи зависти.В этой главе речь пойдет о характерных особенностяхСтамбула и империи.

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz