Внугри крепостных стен Стамбула жилые районыгорода делились на 'llахuЙе. Каждое uахuйе объединялонекоторое количество кварталов, называемыхмахалле(182 в 1480 г., 219 в 1546 г., 292 в 1635 г.),жители которых были ответственны за поддержаниепорядка на территории и обычно через квартальногоимама общаются с властями. На практикекаждому махалле принадлежали школа и фонтан, асамые обеспеченные жители помогают общественнымзаведениям, создавая вшкфЪt.Горожане группировались поквартально согласноих вероисповеданию. Таким образом, в столицебыли мусульманские кварталы (253 в серединеXVII в.) инемусульманские - греческие, армянскиеили еврейские (24 в это же время), а центр каждогоквартала - это культовое место, где есть мечеть, церковьили синагога.Старый город, Стамбул, в основном был населенмусульманами. Немусульманское население проживалоглавным образом к северу от Золотого Рога ивдоль Босфора. Что касается европейцев, приезжающихпо дипломатическим и торговым делам, тоI 59~~ _______ГИ- -=-Д..:..Ь_I_ц-,-и_в_и_л_и_з_а_Ц-'-И_Й--'1они жили к северу от бухты Золотой Рог, в кварталахПера и Галата.Если иноземные путешественники XVI-XVIII вв.почти единодушны в своем восхищении османскойстолицей при приближении к ней, то их восторгисменяются полнейшим разочарованием при въездев нее. За исключением улицы Дивана, или, иначе,Диван йолу - соответствующих древней византийскойМезе, между храмом Святой Софии и ВоротамиЭдирне, - другие улицы, хотя и мощеные, узки, темны,глубоки и редко бывают прямыми; те же путешественникипоражены отсутствием женщин и царящейна улицах тишиной. Кроме выкриков торговцеви детского смеха почти не слышно никакогошума, поскольку жители квартала ходят в мягкой безподковок обуви, нет ни карет, ни повозок.Некоторые кварталы днем весьма оживленны,особенно те, что расположены возле открытых рынкови базаров. Но по вечерам, за исключением месяцарамадана, город пустеет, и после вечерней молитвыкаждый остается дома. Поскольку улицы не осве-Еврей u армя:н,un60 IОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯщены, жители, которым надо выйти, обязаны былииметь собственные фонари (уличное освещение начнетпоявляться только в БО-е годы XIX в., сначала керосиновое,затем газовое).Улицы изобиловали спусками и подъемами, посколькугород построен на холмах. Это делает практическиневозможным использование колесноготранспорта, поэтому прибегают к помощи носильщиков,хамалО6. Как только начинается средней силыдождь, улицы быстро превращаются в трясину. Большетого, каждый выбрасывал столько мусора и нечистот,что ходить по ним становилось «чистымнаказанием»; тут же бегали своры собак. Между темсуществовали изданные городскими властями указы,согласно которым предписывалось убирать улицы,чинить поврежденную проезжую часть, выбрасыватьмусор и нечистоты в море и т.д. Но едва ли такиеуказания когда-либо выполнялись.