институты ВЛАсти
· Султанк этому абсолютному монарху принято обычнопри менять титул арабского происхождения - султаи,но уместно также использовать персидскийтитул - шах или, лучше, падишах, как, впрочем, итюркско-монгольский - хаи. Это множество титуловотражает различные политические традиции, с которымисвязывали себя османы. Сюда можно былобы добавить и титулы 'Цезаря и базuлевса из Рима иВизантии.Османский султан непременно принадлежал к однойи единственной с XIII в. ветви потомков Османа,правившего с 1280 по 1326 г. Его народ был названосманлы (производное от его имени), из чего,в силу искажения, в Европе распространилось название- оттоманы. При отсутствии четко очерченныхнаследственных прав, в целях избежания династическихраспрей и сохранения целостности государства,с XVI в. мало-помалу стала утверждаться практика,по которой тот из имевших право, кто оказывалсяна троне, становясь хозяином столицы,приказывал казнить своих соперников, братьев илиплемянников. Этот «закон братоубийства», распространенныйнекоторыми султанами и на собственныхсыновей, во второй половине ХУI в. принялсистематический характер. С ХУII в., однако, принцев,претендовавших на престол, пере стают убивать,но закрывают в тайные покои дворца, называемые'Кафес, «клетка». Это относится даже к братьямправящего султана. Система 'Кафес имела целью ввестиправило сеньората (старшинства) в передаченаследования. Отныне власть наследует старший изчленов семьи. А последствием этого стало то, чтоI 1016~ ______ Г_И....:.Д....:.Ь_I_ц-=-и_в_и_л_и_з_а_Ц-=--И_Й--'1на троне, особенно в конце ХУН в. и в XVIII В., оказывалисьсултаны, просидевшие взаперти более сорокалет!По пришествии к власти один из первых актовнового султана, согласно исламской традиции, заключаетсяв том, чтобы сесть на трон: это джулус, буквально«восшествие на престол». В этот моментмонарху присягают на верность высшие сановникигосударства, главные улемы и военачальники: эторитуал беиат. Затем он предоставляет янычарам бакшиш,или дар счастливого восшествия. И лишь послетого, как вакансия власти, таким образом, заполняется,приступают, по приказу царствующего султана,к похоронным церемониям. И наконец, группадоверенных лиц, разосланная по мечетям империи,приказывает произнести имя нового султана на пятничнойпроповеди (хутба).Султан обладает политической и духовной властью.Политической, поскольку он властелин Османскойимперии, которой управляет сам или через посредствовеликого визиря и других сановников.Он назначает на все крупные должности, гражданские,военные или религиозные (мусульман илихристиан), выдавая грамоту (берат), в которой указаныобязанности назначаемого и сумма его вознаграждения.Он верховный главнокомандующий армией и гарантмира, заключающий мирные договоры (всеголишь временные перемирия, как предписывает мусульманскийзакон) как с неверными, так и с еретиками.Его штандарт - шесть конских хвостов (туг)на древке - больше, 'чем у любого другого предводителя.Великие завоеватели, десять первых султанов,сами вели войска в поход. Эта традиция, в целом ут-102 IОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯраченная в ХУН в. (исключение составили Осман 11,Мурад IV и Мустафа Н), окончательно исчезает вXVIII в.: отныне визири ведут войска от имени султана.Духовной, поскольку со времени завоеванияЕгипта (1517 г.) и устранения последнего халифа издинастии Аббасидов он стал «командором верующих», представителем Бога на земле , главой суннитской,то есть ортодоксальной, мусульманской общины.При таких титулах он - почти священная фигура,объект народного почитания, «тень Бога наземле», как значится в его регалиях. После завоеванияарабского Востока султан носит также титул«служителя двух великих святынь» (Хадuмю u-харамаuuюаш-шарuфаUu). Функция этого титула, означающего,что султан защищает святые места ислама,Мекку и Медину (к которым добавляется Иерусалим,а также Багдад, Наджаф и Кербела - священные городашиитов), и дороги, ведущие туда, заключаласьв том, что султан-халиф обладал привилегией посылатькаждый год в Мекку махмал, паланкин, символизирующийего политическую значимость. Этоттитул выражает, таким образом, превосходство османскогосултана над всеми мусульманскими правителями.Султаны, насколько они халифы? Согласно преданию,после того, как Селим 1 покорил в 1517 г.Каир, последний представитель аббасидских халифов,духовный предводитель мусульман-суннитов,был взят в плен и доставлен в Стамбул, где он передалправа и полномочия халифа Селиму и его потомкам.Это предание представляется апокрифичным.Если османские султаны и не преминули, при случае,присвоить себе этот титул, то они долгое времяне настаивали на нем, не стремились сделать егоофициальным, потому что в пору их восхожденияI 103~ ______Г_И .:...Д.:...Ь_I_ц.:...и_в_и_л_и_з_а_Ц--=--И_Й----'1он был девальвирован. Лишь начиная с ХУН! в., иособенно в международном контексте XIX в. (до ликвидациититула в 1924 г.), они стали выпячивать этоттитул - в момент, когда их власть начала оспариваться.В промежутке времен, создается впечатление,они не испытывали необходимости ПР9возглашатьсебя халифами: их превосходство в мусульманскоммире не нуждалось в подчеркивании.Единственный повелитель империи, султан воплощаетв себе саму идею централизованного государства.Он приказывает и судит, пользуясь абсолютнойвластью, ограниченной только его собственнымподчинением исламским канонам. Он объявляет освоих решениях с помощью указов (фuрма1l) , в которыхвыражает свои повеления от первого лица иотмечает их своей личной эмблемой, тугрой, котораяудостоверяла указ и делала его подлежащим исполнению.Фирма1lЪt -ярчайшая иллюстрация абсолютизмаи централистских амбиций султана, особеннов XVI в.: в них он предстает обо всем ведающим ивсе решающим - большие общественные вопросыи частные проблемы своих подданных, живущих поблизостиили в отдалении от центра власти.Султан окружен большим числ~м дворцовых служителей,исполняющих самые разные, но четко определенныеи расписанные функции, а также свя-Этот сложны u сnе,!&ИфИ"lескиuузор 81CIIючает в сем имясултана вместе с именем егоот,!&а, титул, девиз и эпитет«всегда nобедоносныu" (музаффердаима).Сулейман шах бин Селимшах хан эль-музаффер даима.Шах Сулейман, cъtн шаха иТугра, Wlи имперская .м,оногра.м.ма хана Селима, всегда nобедо-османских султанов носны •.104I ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯщеннослужителями, врачами и астрологами. Рядомс ним, кроме великого визиря, находились письмоводители,входившие в состав дива"ов, и военачальники.Наконец, у него есть принимающий к исполнениюрешения орган, который он может контролировать,- Диваи .