ПОАИТИЧЕСI<АЯИ ОБЩЕСТВЕННАЯОРГАНИ3АIJИЯПолитический строй Османской империи при ковывалвнимание европейских наблюдателей. Онподвергался описанию и анализу в трудах дипломатови путешественников, философов и правоведов.Если для одних это была просто абсолютная монархиявосточного типа, то для других, без сомнения,это был деспотический режим, как назвал его Макиавеллив знаменитом сочинении «Кnязъ», написанномв 1513 г. Несмотря на различия, во всех характеристикахуказывается, что власть султана абсолютна,вне зависимости от того, опирается ли она назакон и правосудие или представляет собой дикоесамоуправство. Рассматривая те же реалии с другойстороны, можно утверждать, что подчинение подданныхбыло абсолютным. Чиновники на местахцеликом находились во власти повелителя и не способныбыли составить противовес всесильной властипоследнего.Согласиться полностью с такой трактовкой османскойвласти все-таки нельзя. Султан не мог действоватьтолько по своей прихоти, не мог преступитьнезыблемых рамок коранического закона, шариата.Это и являлось основным препятствием для88 IОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯНачa!tъnu1С стражu султаnаего «всемогущества», которое Монтескье не без преувеличенияохарактеризовал как деспотизм. (О духеза'Коuов, 1748 г.).Говоря шире, султан зависел от своего рода имперскойидеологии, для которой исламская этикабыла лишь одной из составляющих. Он должен бьшвоплощать собой достоинство, справедливость ищедрость, защищать подданных-мусульман и немусульман,вверенных ему Господом, от произвола властейпредержащих, начиная с его собственных наместников.Ахмед 1 писал, например, в 1609 г. в своемполном упреков послании наместникам: «Вместотого, чтобы карать разбойников и иных смутьянов,вы берете с них подати и позволяете им творить злодеяния.При таком попустительстве они ведут себядерзко, собираются в шайки, нападают на бедныхкрестьян, творят над ними насилие и обирают их.Их несчастные жертвы не знают покоя, и им ничегоне остается, кроме бегства ... Бесчисленные дерев-I 89~ _____ ~ _______г ._~~Д~Ь_I_ц~и_в__и _л_ и__з _а_ ц~_и _й -"Паж u секретарь султанани покинуты И разграблены ... До моего монаршегослуха дошло, что над крестьянами были совершеныбесчинства ... Между тем, если вас назначили правителями,то это для того, чтобы вы любили то, чтопредписано, и ненавидели то, что запрещено».Султан никогда не ставил под сомнение правила,сложившиеся с незапамятных времен, и то, что сталопризнанным. Не могущий поддаться собственномукапризу, он был связан паутиной норм и условностей,регулирующих его поведение, вплоть до собственныхслов.На практике широкие полномочия султана былиделегированы непосредственно его представителямна местах: в центре государства - великому визирюи другим членам имперского Дивана, «опорам государства»; в провинциях - военным правителям,беям, паше и их помощникам. Между тем существуетдва главных принципа, ограничивающих возможностьперехвата власти у султана его полномочнымипредставителями. За исключением духовенства,90 IОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯулемов, имевших, благодаря служению Всевышнему,автономию и особый почитаемый статус, все чиновникии руководители считались рабами (1<:УЛ) султана.Ему принадлежит и их жизнь, и их имущество.Разделение компетенции и неуловимое равновесиемежду различными наместниками султана - другойпринцип, позволяющий ему сохранять контрольнад своими подчиненными и оставаться хозяиномположения. На провинциальном уровне не счестьпримеров тщательного разграничения власти юридически-административной и военной и соответствующейпрофессиональной иерархии.Таким образом, мы видим, что картина «османскогодеспотизма», нарисованная многими европейцами,не так проста. На самом деле власть султанане так уж неограниченна и деспотична, как им казалось,а подданные султана не настолько лишены правовойзащиты, как утверждал ось.Теоретически, все подданные султана были равнымежду собой, поскольку ислам, в принципе, непризнает ни каст, ни аристократии. В положенияхислама нет ничего общего с разделением людей напатрициев и плебеев в Древнем Риме, ни с выделениемкласса дворянства в феодальной Европе, ни спредоставлением привилегий пэрам или баронам,которое процветало почти во всех христианскихстранах. Между тем, хотя и нет наследственных титулов,не говоря о султане, факты свидетельствуюто существовании крупных семей, династий на протяжениивсей османской истории. Эти фамилиипередают все атрибуты от отца к сыну, как, например,в династии Кёпрюлю, великих визирей концаXVH в., или образуют семейные поколения улемови ученых, как в семье Карачелебизаде.Если исламские нормы, с одной стороны, отвергаютпривилегии, то, с другой - напротив, допуска-I 91~ ______Гi_ И.:....Д.:....Ь_I_ц.:....и_в_и_л_и_з_а_Ц-':""-И_Й--'1ют неравенство, даже настаивая на нем. Закономустановлены и регламентируются два вида неравенства:мусульманина и немусульманина, господина ислуги.В данной главе будут освещены следующие пятьаспектов:- статус подданных,- институты и отправление власти,- правосудие,-финансы,- военная власть.