РабыРаб, называемый абд или хеле, это одновременнои вещь, и человек. Как вещь, он существует бессильнои бесправно, кем бы он ни был. Он подчинен правусобственности и может быть объектом различныхсделок, в то время как его хозяин должен заботитьсяо его содержании. Раб не может иметь имущества,98 II ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯкроме незначительных сбережений, участвоватьстороной в сделках, иметь собственность или наследовать.Его статус, как личности, остается таким же, каки у свободного по определению мусульманина. Он,однако, исключен из сферы религиозной деятельности,а также из любой другой, предполагающей юридическиеправа над кем-то. Он может вступать вбрак, с разрешения своего господина, но не можетсодержать сожительницу, поскольку не может ничемобладать. Хозяин рабыни имеет право сделать еесвоей сожительницей, но та, став «матерью ребенка», становится свободной только после смерти своегохозяина.Что касается уголовной сферы, раб имеет особыйстатус, позволяющий рассматривать его в качествеиндивидуума низшего порядка. Так, мусульманин неможет быть приговорен к смертной казни за убийствораба. Наказание, предписанное законом в случаесовращения, между тем менее сурово для раба.В целом положение раба в османском общественесравненно лучше, чем греческого или римского,благодаря предписаниям Корана. Например, хозяиндолжен оказывать рабу медицинскую помощь,давать ему подходящую пищу и обеспечивать уход встарости. Если хозяин пренебрегал этими обязанностями,судья, или 'Кади, мог его принудить выполнятьих, продать раба или освободить его. К тому же хозяинне должен перетруждать раба, а если он этоделает из жестокости, он может быть подвергнутсанкциям.Рабы играют самую разную роль в османском обществе.Они необходимы в домашней жизни. В городахони часто служат доверенными лицами, экономамии хозяйственниками во дворцах, сторожами вмечетях и мавзолеях; евнухи несут охрану и следят заI 99~ _____________~ _И~Д~Ь_I~ц~и_в_и__л _и_ з__а _Ц~ И_Й~1порядком в гаремах. Женщины-рабыни в основномстановятся служанками и наложницами. В сельскойместности рабы используются в аграрном секторе ина разных работах. Используются они и в армии.Рабская часть населения происходит из двух источников:пленение в результате сухопутных набеговили морского пиратства и покупка. Последний имееткуда большее значение. Рабов покупали на границахисламских территорий, затем перевозили в центральныегорода и перепродавали на невольничьихрынках, откуда они и расходились по всей стране.Освобождение от рабства не только возможно,но и рекомендовано Кораном. Оно с большим предпочтениемпредоставляется рабам, обращенным вислам и носящим имя, производное от слова абд,означающее «раб» или «служитель», как, например,Абдулла, «сын служителя Господа».Существовали и другие способы освобождениярабов. Самый простой - «вольная» или формальноезаявление хозяина, изложенное в грамоте, выдаваемойосвобожденному рабу. Хозяин может также заявить,что раб будет освобожден после его смертисогласно акту, называемому mадбир; в таком случаераб становится свободным в момент кончины хозяина.Случается, что раб покупает собственную свободу,выплачивая в рассрочку фиксированную сумму,на что заключался договор (.мУ1Саmаба). К томуже дети рабынь, легально сожительствовавших смусульманами, рождались свободными.На практике, фактически по праву, подданнымнемусульманам разрешал ось иметь рабов. Однакоони - по крайней мере в теории - не имели праваиметь рабов-мусульман; и если раб какого-нибудь зuм·.ми обращался в ислам, его владелец по закону обязаносвободить или продать его. Естественно, нарушенийздесь было множество.100

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz