СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПОМАННЫХ

· Поманные султанаОсманская империя в период расцвета являетсобой антипод государству-нации: речь идет об империи,состоящей из разнородных элементов. Территорииотличаются большим разнообразием природныхусловий. Население состоит из множестваэтносов: турки, татары, арабы, персы, курды, цыгане,берберы, копты, греки, армяне, славяне, албанцы,венгры ... Многочисленные религии живут здесьбок о бок: преобладает ислам суннитского толка, ношиизм и различные неортодоксальные верованияприсутствуют также. Христианство тоже представленов разных формах: греческое православное, армянское,католическое ... К иудаизму принадлежатроманиоты, караиты, сефарды, ашкенази.Но, пожалуй, больше, чем по этнической и религиознойпринадлежности, подданные различаютсяскорее по правовой и идеологической, чем по социологическойшкале, делясь на две категории: аскерыиреаЙЯ.92ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯСириец и егиnmяll:ка Бос'Ние'Ц и татари'НАлба'Н'Цы• Аскеры: «солдаты» в широком смысле слова; сюдавключаются не только собственно солдаты, но и,более широко, все служивое население государства(солдаты, чиновники, придворные чины), которыеза свою службу освобождаются от налогов в обменна их службу. Султан обладает всей полнотой властинад своим служивым населением и их имуществом.Хотя большинство из них сохраняло своичины до своей естественной смерти и оставлялоI 93Гиды цивилизаций Iнаследство согласно правилам Корана (по шариату),конфискация собственности, которая сопровождаласьразжалованием, ссылкой, а то и смертной казнью,была часто применявшейся мерой наказания .• Реайя (в ед. ч. райя): буквально «пасомые», означаетstricto sensu* сельские подданные (мусульманеили немусульмане), указанные в списках переписейкак земледельцы. Это определение, хотя и верное,но не совсем точное, поскольку исключает горожан.Но есть более широкое определение, de facto, применявшеесяв документации: «все производители «подданныесултана», которые поддерживают государствоуплатой налогов за свою работу». Эта категория включаетв себя, таким образом, крестьян, горожан, кочевников,как мусульман, так и немусульман; но нерабов. Она представляет собой политическую, а неэкономическую категорию, что объясняет сильноенеравенство. В XV в. большинство богатых торговцевБурсы относятся к реайя, так же, как и купцы изАлеппо и Каира в XV-XVII вв. Между тем в большинствесвоем реайя состоят из крестьян со скромнымидоходами, если судить по описи их имущества. В отношениисвоей личности, имущества, наследстваони пользуются защитой просто по своему фискальномустатусу (налогоплательщиков. - прuм. ред.).Помимо налогов и трудовой повинности, реайяобязаны оказывать государству содействие в военномотношении, которое может иметь разные формы:служба гребцами на султанских галерах, поставкапродовольствия, чрезвычайные денежные взносы.Султан может своими указами полностью иличастично освобождать их от уплаты налогов в обменна оказанные услуги (охрана опасных переходов,ремонт мостов, работа в шахтах и т.д.). Подданные,* Stricto sensu - в cTporoM смысле (лат.).94 IОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯпожалованные таким указом, занимают промежугочноеположение между аС1Серамu и ПрОСТЫМff реайя иназываютя муаф ве мюслuм реайя, Т.е. реайя, «свободныеи избавленные».Для того чтобы турок мусульманин из реайя былпринят на постоянную военную службу, необходимо,чтобы он доказал свою храбрость в походах ивоенных кампаниях, участвуя в них на добровольнойоснове (геuюJLЛЮ), и получил тuмар по имперскомууказу.Таким образом, можно отметить, что в Османскойимперии общественное положение подданных зависитот конкретно выполняемой службы и от возложенныхфункций в рамках государства. Согласно османскойконцепции государства, мир и согласие вобществе могут быть достигнугы, если каждый человекзанимает свое место в той группе общества, к которойпринадлежит. Отметим, что категория реайябыла официально упразднена лишь в 1839 г. (поГюльханейскомухатт- и шерифу). С тех пор все османскиеподданные получили равные права .

 

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz